Психологическое состояние детей также может оказывать значительное влияние на сердечно-сосудистую систему, хотя механизмы могут отличаться от тех, что наблюдаются у взрослых. Ниже приведены психологические факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний у детей:
1. Стресс и тревога: Дети, испытывающие высокие уровни стресса или тревоги, могут проявлять физические реакции, такие как учащенное сердцебиение, повышение артериального давления и изменение уровня гормонов стресса (например, кортизола). Хронический стресс в детском возрасте может способствовать развитию сердечно-сосудистых проблем в будущем.
2. Депрессия: Депрессивные состояния могут не только ухудшать общее качество жизни, но и влиять на здоровье сердца. У детей с депрессией могут наблюдаться изменения в аппетите, уровне физической активности и сне, что также может повлиять на их сердечно-сосудистое здоровье.
3. Влияние на образ жизни: Психологические проблемы могут приводить к снижению физической активности и неправильному питанию. Дети, испытывающие эмоциональные трудности, могут иметь меньшую мотивацию заниматься спортом или придерживаться здорового рациона, что может привести к увеличению веса и другим факторам риска сердечно-сосудистых заболеваний.
4. Социальные факторы: Дети, сталкивающиеся с буллингом, социальной изоляцией или семейными проблемами, могут испытывать повышенный уровень стресса и низкую самооценку, что также может негативно сказаться на их физическом здоровье.
5. Нарушения сна: Психологические расстройства могут приводить к проблемам со сном, что, в свою очередь, связано с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний. Недостаток сна может ухудшать регуляцию кровяного давления и метаболические процессы.
Поддержка психического здоровья детей, включая создание безопасной и поддерживающей среды, обучение методам управления стрессом и вовлечение в физическую активность, может помочь снизить риски сердечно-сосудистых заболеваний в будущем. Важно, чтобы родители и специалисты в области здравоохранения обращали внимание на психологическое состояние детей и при необходимости предоставляли соответствующую помощь и поддержку.
Автор: Харисова Энже Халяфовна, к.м.н., врач-кардиолог ГАУЗ "МКДЦ", преподаватель кафедры симуляционных методов обучения ФГБОУ ВО Казанский ГМУ Минздрава России.
Статья подготовлена для достижения целей Национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".